Характерно, что в этой таблице ниже всего доля местных рабочих. Разумеется, местными жителями, т.е. выходцами из Баку или Бакинской губернии, были не только азербайджанцы, но и многие армяне и представители других национальностей (русские, персы, лезгины), но даже с учетом этого число местных рабочих - только 131 (или 7%). Доля местных азербайджанцев в "Товариществе" гораздо меньше их доли в Бакинской губернии вообще (около 48,3%)[12] и несколько меньше их доли среди рабочих нефтяной промышленности региона (12,5%)[13].
Основным контингентом рабочей силы в "Товариществе" были, очевидно, русские рабочие. Их доля много выше, чем доля русских в Бакинской губернии (около 23,5%)[14] и доля русских, занятых в нефтяной промышленности района в целом (24,7%)[15]. Русские рабочие, занятые в "Товариществе", были, как правило, выходцами из Центрально-промышленного (13%), Центрально- черноземного (26%) регионов, а также Среднего и Нижнего Поволжья (49%). Выходцами из Поволжских губерний (на 88%) были и казанские татары. Почти все лезгины были из Дагестана (87%), а персы и иранские азербайджанцы - из Ирана (соответственно 94 и 96%). Упоминание о том, что именно эти регионы традиционно являются основными "поставщиками" рабочей силы для бакинских нефтепромыслов, неоднократно встречается в источниках: промыслы "... со второй половины августа начинают быстро пополняться рабочими как из Закавказья и Дагестана, так и с волжского района России...Такое движение рабочих создает на бакинской нефтяной промышленности положение, благодаря которому летом поденная плата чернорабочего доходит до рубля и выше, а в остальное время года спускается до 80 коп. в день русскому и 50-60 коп. персидскоподданному и кавказскому рабочему... Что же касается рабочих-мастеровых, то в них никогда... недостатка не ощущается"[16].
Другим мощным потоком, непрерывно пополнявшим ряды нефтепромышленных рабочих Баку, являлись выходцы из Южного Азербайджана: "этот бедняк, перейдя границу..., идет к цели своей мечты (на заработки...) голодный, оборванный, зарабатывая лишь по пути насущный хлеб"[17]. Царское правительство, заинтересованное в укреплении и развитии выгодной сырьевой базы, каковой являлась нефтяная промышленность, покровительствовало нефтепромышленникам в найме дешевой рабочей силы: в 1887 г. предоставило отходникам из Южного Азербайджана право на жительство в пограничных районах России сроком на полгода, 14 декабря 1889 г. иранским подданным - жителям северо-западных пограничных местностей - был разрешен въезд в пределы России без консульской визы и без уплаты каких-либо сборов. Такой режим благоприятствовал относительно беспрепятственному переходу через границу персидских подданных. Однако не исключались и случаи переправки их через границу и обратно тайком, без всяких пропускных свидетельств. В этой связи следует отметить, что подавляющее большинство причин увольнения в "личных делах" именно персидских подданных было такими: "убежал неизвестно куда", "уволился самовольно, без ведома Конторы" и т.д.
Преобладающее большинство на заводах "Товарищества" составляли мусульмане, местные жители Баку, губернские и пришлые на заработки в Баку из Южного Азербайджана. По наблюдениям губернского механика, "им как людям трезвого поведения, исполнительным и осторожным, ... охотнее всего поручаются работы, требующие тщательного наблюдения за ними, как например, перегонка (нефти), очистка керосина, а также черная работа на дворе завода. Рабочие из армян, преимущественно из Шушинского уезда Елизаветпольской губернии, исполняют обязанности кочегара при паровых котлах, а на мелких заводах заменяют машинистов и слесарей. На более крупных заводах все работы, требующие специального знания слесарного или котельного мастерства, равно как и обязанность машинистов, пополняются исключительно почти русскими мастеровыми. Рабочие других наций попадаются в виде крайне редких исключений, в числе машинистов находятся всего несколько евреев, немцев, поляков..."[18].
* * *
Статичная по своему характеру табл. 1 может быть дополнена динамическими сведениями табл. 2 и 3, содержащих информацию об изменениях в численном составе и зарплате указанных этнических групп (коды групп соответствуют табл. 1). Характерна динамика занятости разных этнических групп. Проследив ее с 1878 по 1921 г. (см. табл. 2), можно видеть удивительную стабильность именно доли русских рабочих - основного контингента рабочей силы на фоне меняющихся долей всех остальных групп.
Так, после 1914 г. при некоторой убыли русских (в отличие от мусульман, тем более иностранных подданных, они подлежали мобилизации) резко возрастает доля персов; начинаясь с довольно высоких цифр, систематически убывает доля иранских азербайджанцев, место которых частично занимают казанские татары и лезгины. Однако, в целом доля всех рабочих-мусульман также довольно стабильна.
Более интересно в динамике долей различных мусульманских групп то, что именно доля местных, бакинских жителей не только мала вообще, как это было видно уже из табл. 1, но и со временем убывает (это относится как к армянам, так и к местным азербайджанцам), снижаясь с 10 до 3%.
Возникает закономерное предположение, что столь высокая доля русских (и вообще неместных рабочих), как и непропорционально малая доля азербайджанцев свидетельствуют о дискриминации по национальному признаку. Если дискриминация в вопросах найма на работу существовала (а это несомненно), то наши данные свидетельствуют о том, что в "Товариществе" она не только не снижалась, но, напротив, была выше, чем в нефтяной промышленности региона в целом.
Следствием указанного факта является существенная разница в оплате труда разных этнических групп (табл. 3). Наличие сильной инфляции в конце изучаемого периода заставляет нас сосредоточиться на правой части таблицы, где даны относительные средние зарплаты этнических групп (в процентах к средней зарплате года). Здесь видна устойчивая закономерность: зарплаты рабочих-мусульман, как правило, ниже среднего уровня, т.е. меньше 100%, а зарплаты рабочих-немусульман - выше. Хотя стандартное отклонение зарплат в течение изучаемого периода несколько уменьшается (правда, очень нерегулярно), мы не можем утверждать с уверенностью, что разрыв в оплате труда между этническими группами в среднем уменьшается.
Для выявления прямой дискриминации в оплате труда в идеале надо сравнить зарплату рабочих, имеющих одинаковые уровни образования, квалификации, занятых одной и той же работой, с одинаковым семейным положением и возрастом, но принадлежащих различным этническим группам[19], а выделить такие "контрольные" группы на нашем материале не представляется возможным, главным образом, потому, что в нефтяной промышленности уже существовала жесткая профессиональная сегрегация (и кроме того, как отмечалось выше, официально зафиксированных указаний о неравной оплате рабочих разных национальностей в документах фирмы не имеется). Для анализа профессиональной сегрегации надо рассматривать распределение рабочих по отраслям труда в связи с такими непосредственно недискриминационными факторами, как образование, квалификация и т.п.. Источник дает нам такую возможность не только в статике, но и в динамике.
Прежде чем перейти к дальнейшей работе, укрупним восемь исходных этно-религиозных групп до двух, одна из которых состоит из русских рабочих, вторая из рабочих-мусульман. Для такого агрегирования есть несколько причин, и первой из них является то, что в документах "Товарищества" неоднократно упоминаются именно эти группы рабочих, а кроме того, как видно из табл. 1, практически по всем характеристикам все группы рабочих- мусульман не только близки между собой, но и резко (кроме возраста) отличаются от рабочих-немусульман, которые более чем на 90% состоят из русских. Наконец, общая численность мусульманской группы примерно равна численности группы русских рабочих, что делает более корректным сопоставление статистических показателей. Таким образом, мы будем анализировать две группы, характеристики которых можно видеть в табл. 1.
Видно, что по всем параметрам, кроме возраста и, частично, стажа работы в фирме, русские рабочие сильно отличаются от рабочих-мусульман. Они имеют более высокий уровень грамотности, обладают лучшей квалификацией, заняты на более сложных работах в мастерских, чаще имеют семьи и дольше работают в "Товариществе". Неудивительно поэтому, что уровень зарплаты у них выше. Выгодность найма русских рабочих прекрасно осознавали современники: "...практически выгодно иметь грамотных даже чернорабочих, чем безграмотных. Они несомненно смышленее, толковее, легче спохватывают свою работу и лучше ее исполняют. Это обстоятельство практически расценивает рынок, повышая зарплату русского рабочего, как более смышленого"[20]. Говоря о грамотности, следует подчеркнуть, что само это понятие является относительным в том смысле, что в графе "грамотен ли "содержатся, как правило, данные типа "да", "нет" или "малограмотен", смысл которых зачастую неоднозначен. Только в немногих делах имеется подробная информация об образовании рабочих, например, "окончил церковноприходскую школу", "окончил Елизаветпольское 3 классное ремесленное училище, знает персидский, армянский языки" и т. д. Кроме того, грамотность на родном языке не тождественна грамотности на русском, и следует учесть, что грамотность на родном языке для многих мусульман носила скорее религиозный характер. Поэтому общий уровень грамотности нельзя было признать удовлетворительным, о чем свидетельствуют заметки горного инженера Хатисова: "Баку, ... ежегодно выписывающий из заграницы несколько сот паровых машин, несколько сот паровых насосов, тысячи станков разного рода, выписывающий их на многие миллионы рублей, ... представляет собой разительный пример резко отрицательного влияния малой технической образованности мастеровых и рабочих ... на степень экономического благосостояния..."[21].
Однако некоторые цифры, на первый взгляд, противоречат утверждению о более высоком статусе русских рабочих: это, например, сведения о несчастных случаях. Оказывается, что процент несчастных случаев на производстве выше именно для рабочих-немусульман, причем почти в 3 раза. Но это противоречие лишь кажущееся. Дело в том, что если учитывать, где происходят несчастные случаи, то окажется, что 247 или 61% из них зафиксирован в механических и других мастерских, где высок процент квалифицированных и грамотных рабочих и где установлено сложное оборудование. В механических мастерских занято 530 рабочих и в результате там приходится 1 несчастный случай приблизительно на двух рабочих, а на промыслах, где труд гораздо менее квалифицированный, зафиксировано всего 153 несчастных случая на 1353 занятых рабочих, т.е. 1 несчастный случай на 10 человек. Таким образом, травмам больше подвергались грамотные и квалифицированные рабочие: уровень травматизма грамотных рабочих в 3 раза больше, чем неграмотных, а квалифицированных - в 6 раз больше, чем неквалифицированных.
Зато полностью соответствуют нашим предположениям сведения о штрафах, т.е. рабочие с наименее высоким статусом имеют самое большое количество штрафов (1,8 на человека), на уровне 1,0-1,1 имеют штрафы и остальные мусульмане, за исключением местных азербайджанцев, которых штрафовали значительно реже всех остальных (0,3 штрафа на одного рабочего). Средний уровень штрафов (1,2-1,3 на одного рабочего) вообще практически одинаков и для неквалифицированных, и для неграмотных рабочих.
Бесспорным свидетельством того, что частота перемещений по служебно- профессиональной лестнице была различной для рабочих-русских и рабочих- мусульман, являются зафиксированные в личных делах рабочих переходы с более низких ступеней на более высокие и даже из рабочих в служащие (см. табл. 4). Отметим, что и русские, и мусульмане, поднимавшиеся по профессиональной лестнице, были в подавляющем большинстве грамотными и семейными (и безусловно, квалифицированными), т.е. именно эти качества, которыми русские обладали в большей мере, и определяют такую разницу между правой и левой частями табл. 4.
Таблица 4. Продвижение по служебной лестнице
Старый статус | Русские, новый статус: | Мусульмане, новый статус | ||
Квалифицированные рабочие | Служащие | Квалифицированные рабочие | Служащие | |
Квалифицирован. Рабочие | - | 15 | - | 2 |
Ученики | 14 | 1 | 2 | - |
Полуквалифициров. Рабочие | 43 | 10 | 15 | 2 |
Неквалифицирован. Рабочие | 18 | 1 | 4 | 1 |
Прочие | 3 | 12 | 1 | 3 |
Всего | 78 | 39 | 22 | 8 |
Существенно различны для анализируемых групп рабочих и распределения по стажу работы в "Товариществе". Делопроизводство в фирме было организовано таким образом, что сведения о рабочих, увольнявшихся и вновь поступавших на ту же или другую работу в фирме, заносились в их старые личные дела. Таким образом, сохранялись данные обо всех перерывах в работе и причинах этих перерывов (именно на этих сведениях основан соответствующий столбец в табл. 1). Если изобразить графически распределение по стажу работы для русских и мусульман, получится картина, приведенная на рис. 3. На этом графике хорошо видно, что доля мусульман преобладает для маленьких значений стажа, доля русских - для больших его значений. Как правило, все кадровые рабочие фирмы были именно русскими.
Наконец, рассмотрим данные о динамике зарплат. Ограничимся при этом интервалом 1906-1916 гг., где уровень инфляции невысок и средние величины зарплат мало меняются от года к году. Результаты представлены на рис. 4. Пик для доли рабочих-мусульман приходится здесь на низкие значения зарплаты, и вообще весь график для мусульман сдвинут влево, т.е. в область более низких зарплат, что еще раз подтверждает наличие дискриминации рабочих в виде профессиональной сегрегации и приток рабочих-мусульман на наиболее тяжелые и низкооплачиваемые участки работы.
Коснемся такого вопроса, как динамика дифференциации в оплате труда, связанной с квалификацией рабочих. В литературе высказывалось мнение [22] о том, что в результате бурного индустриального роста поднимается уровень зарплат в целом и в то же время уменьшается их дифференциация по квалификации. Доля квалифицированных рабочих изменяется при этом в обратном отношении со спросом на рабочую силу, а их зарплата - в прямом отношении. В нашем случае этого эффекта обнаружить не удалось. При общем повышении зарплат разница в оплате квалифицированных и неквалифицированных рабочих не показывает тенденции к уменьшению. Возможно, на ранних стадиях индустриального развития (как в нашем случае) устойчивая и значительная разница между зарплатами квалифицированных и неквалифицированных рабочих поддерживается за счет притока рабочей силы из старых индустриальных центров (из Центральной России в Азербайджан). Думается, в этих взаимосвязях отражается тот факт, что Бакинский регион не испытывал в принципе недостатка в предложении рабочей силы на рынке труда, что отличается от ситуации более поздних стадий индустриального развития, когда спрос на квалифицированную рабочую силу превышает ее предложение.
В заключение еще раз отметим, что наши результаты, полученные на росс
islamnews.ru
www.islamnews.ru
http://for-muslim-users.blogspot.com/2010/12/o-nekotorih-saitah.html
http://for-muslim-users.blogspot.com/2010/12/o-nekotorih-saitah.html
http://for-muslim-users.blogspot.com/2010/12/o-nekotorih-saitah.html
http://for-muslim-users.blogspot.com/2010/12/o-nekotorih-saitah.html
http://for-muslim-users.blogspot.com/2010/12/o-nekotorih-saitah.html
Nenhum comentário:
Postar um comentário